Постпандемические тренды в сельском хозяйстве #3 | Raiffeisen Bank Aval Постпандемические тренды в сельском хозяйстве #4 | Raiffeisen Bank Aval
Оставайтесь дома. Все онлайн в Raiffeisen Online.
Загрузить Загрузить
Войти Переводы и Платежи
Постпандемические тренды в сельском хозяйстве #13 | Raiffeisen Bank Aval Постпандемические тренды в сельском хозяйстве #14 | Raiffeisen Bank Aval Постпандемические тренды в сельском хозяйстве #15 | Raiffeisen Bank Aval Постпандемические тренды в сельском хозяйстве #16 | Raiffeisen Bank Aval Постпандемические тренды в сельском хозяйстве #17 | Raiffeisen Bank Aval Постпандемические тренды в сельском хозяйстве #18 | Raiffeisen Bank Aval
Rus
01 Июля 2020

Постпандемические тренды в сельском хозяйстве

Мировая изоляция из-за эпидемии Covid-19 сильно изменила промышленные секторы, включая сельское хозяйство. При этом сложные вызовы для отрасли породили множество новых решений, которые коренным образом изменят подход к ведению агробизнеса. Повторение подобных кризисных ситуаций, к которым нужно быть готовыми, никто не отменял. Украинские компании также уже начали оптимизировать работу.

Кризис станет точкой развития

Когда карантин начали вводить во всех странах, бизнес был к этому просто не готов. Даже самые глобальные игроки в секторе сельского хозяйства вынуждены были отправлять сотрудников на изоляцию за свой счет и нести финансовые потери. Имея целые антикризисные подразделения, их планы на случай форс-мажоров максимум учитывали вывод с рынка нескольких поставщиков и партнеров. Но отнюдь не целой цепочки партнеров как со стороны спроса, так и со стороны предложения. В таких условиях бизнесу, построенному на человеческом взаимодействии и активной полевой работе, нужно было адаптироваться к изоляции. Поиск новых решений, во многом благодаря новейшим технологиям, позволит не только оптимизировать производство, но и сэкономить на себестоимости. Некоторые из этих технологий уже успешно работают на полях.

Автоматизация станет глобальной

Первая проблема, с которой столкнулись предприниматели - наемная рабочая сила. Разнорабочие и сезонные работники для полевых работ были вынуждены сидеть на изоляции, иногда - целыми селами. Этот фактор может значительно затормозить производство, ведь многие процессы сейчас завязаны именно на человеческом труде.

Решение на перспективу - максимально снизить зависимость производства от рабочей силы. Использование новых разработок поможет оптимизировать трудозатраты и исключить ошибки. Безусловно, автоматизация требует значительных инвестиций, и некоторые процессы (сбор фруктов, ягод и овощей) автоматизировать сложнее, чем другие. Но такие технологии, как дроны, автономные трактора, автоматические агрегаты и роботизированные комбайны, помогут в снижении зависимости. Кроме того, инвестиции быстро окупятся за счет экономии на зарплатах и повышения производительности.

Перед тем как внедрять любые технологии, будь то ПО или закупка автономного оборудования, необходимо провести аудит текущей деятельности. Оценка слабых сторон поможет понять, могут ли быть применены те или иные IT-решения для определенного вида бизнеса. Это не только поможет лучше подготовить предприятия к будущим кризисам, но и повысит общую эффективность в более стабильные времена. В Украине аудит и внедрение смарт-технологий под ключ проводят такие компании, как Smart Farming, Farmers Edge и Innovation Agro Technologies. Спрос на услуги таких аудиторских компаний будет расти.

Даже фермеры пойдут в онлайн

Мало производить продукцию, главный вызов для аграриев - изменить логику ее доставки и сбыта. До пандемии большинство малых производителей продавали продукты питания на оптовых и местных рынках, торговым сетям и переработчикам, заведениям питания. Карантин вызвал массовый отказ от запланированных поставок. Альтернатива же есть - в новых каналах сбыта. Например, в Европе фермеры, объединяясь в кооперативы, также начали продавать продукцию в онлайн-магазинах. Переход на е-коммерцию позволил сократить затраты на работу с ритейлом и наладить поставки даже в период карантина. Подобный пример за время изоляции в Украине показало объединения небольших аграриев под названием «Витаминная коробка». Это сервис по доставке сезонных овощей домой. Малые хозяйства комбинируют свою продукцию в «корзины» разного объема и стоимости. Все заказы принимаются онлайн, доставку осуществляют курьеры по г. Киеву и области в районе 20 км. Организаторы планируют распространить сервис на всю страну.

Еще один интересный кейс - первый онлайн-рынок в Украине в селе Гоголев Киевской области. Этот проект реализовал украинский программист. Продавцы заранее дают списки продуктов, которые у них есть. С понедельника по пятницу администрация онлайн-рынка собирает заказы клиентов. Затем они сообщают продавцам, какие нужны продукты и в каком количестве. В субботу их начинают свозить на «базу». Команда проекта их проверяет, взвешивает и упаковывает. Продукты сохраняют в холодильниках, а также специальных холодных помещениях. В воскресенье их доставляют покупателям. Заказ оплачивается только после получения.

«Чрезвычайные ситуации» станут плановыми

В «вирусной» перспективе сбои в цепочках поставок и в доступе к рабочему персоналу будут неизбежны. Поэтому производители, фермеры торговцы сырьевыми товарами должны провести аудит процессов и рисков, разработать стратегию работы в нескольких вариантах «чрезвычайных» ситуаций, оценить альтернативные рынки и сформировать «список запасных» партнеров по всем рискованным процессам. Особое внимание - диверсификация сбыта. Рисковая HoReCa должна составлять не более 25-30%. Отдельное направление работы - создание базы резервного персонала из разных локаций (населенных пунктов). Один из уместных трендов - ожидаемая консолидация небольших игроков рынка с целью совместного пользования техническими, IT, человеческими ресурсами. Поэтому кооперативы - актуальная идея.